главная - искусство - художники-передвижники

Художники-передвижники

История создания объединения художников-передвижников

Художники-передвижники объединились в товарищество в конце XIX века – изначально это было профессиональное объединение российских художников, которое родилось как протест против академизма, царившего в Императорской Академии художников.

В конце XIX века 14-ти самым талантливым художникам-выпускникам императорской Академии художеств предстояло пройти традиционное финальное испытание – конкурс на заданную тематику. Темой выпускной работы был сюжет из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле». Но выпускники не хотели писать скандинавских воинов, жующих мясо, они хотели увековечить на своих полотнах силу духа русского народа и русскую историю.  

Выпускники подали в Совет Академии прошение о том, чтобы им дали возможность выбрать тему выпускной работы на свое усмотрение. Полученный отказ только раззадорил молодых художников, и, чтобы доказать обществу свою свободу и широту взглядов, они объединились и учредили «Санкт-Петербургскую артель художников». Это событие назвали «Бунтом четырнадцати».

В 1879 году Артель получила название «Товарищество передвижных художественных выставок», сокращенно – ТПХВ. Творчество участников было современным, живым и оно стало настоящим вызовом традиционной и каноничной живописи Академии Художеств. Эта свежая струя была очень нужна обществу и искусству – под влиянием товарищества передвижных художественных выставок живопись стала ближе к  простым людям, она приобрела широкую популярность и стала более понятной не только узкому кругу посвященных.

Художники-передвижники остро чувствовали социальную подоплеку – сюжеты картин были пронизаны бытовыми реалиями простых людей, острыми проблемами общества. В своих работах молодые реалисты стремились изобразить истинную жизнь угнетенных и постоянно терпящих лишения крестьян, находящихся под властью богачей и помещиков. Художники-передвижники хотели запечатлеть знаменитых современников, внесших вклад в развитие искусств и воссоздать портреты героического прошлого родной страны.  Жанры были разными, под стать сюжетам, не только злободневно-бытовыми, но это были и портреты, и пейзажи, и исторические сюжеты.

Первая большая выставка Товарищества художников-передвижников была организована в 1871 году, а время расцвета Товарищества передвижных художественных выставок пришлось на 80-е годы XIX века. В разные годы состав участников менялся, но значительная часть из них внесла поистине неоценимый вклад в искусство.

Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911 гг.)

Художник Мясоедов Григорий Григорьевич родился в селе Паньково Орловской губернии и с раннего детства проявлял интерес к живописи, причем это увлечение активно поддерживал его отец. Азы живописи и рисования Мясоедову преподавал И.А. Волков. В Орловской гимназии будущий «бунтарь» получил свое первое образование, затем, в 1953 году он поступил Академию художеств, откуда и начался его творческий путь.

Историческая тематика, бытовой жанр, пейзажи – именно эти направления были близки Мясоедову и принесли ему славу. Художник был одним из основателей Товарищества художников-передвжников и внес большой вклад в его развитие, т.к. обладал не только талантом, но и потенциалом организатора.

Известные картины:

  • «Поздравление молодых в доме помещика»
  • «Бегство Григория Отрепьева из корчмы»
  • «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента»
  • «Похоронный праздник у цыган в Испании»
  • «Заклинание»
  • «Дедушка русского флота (Ботик Петра I)»
  • «Самосожжение»
  • «Чтение положения 19 февраля 1861 года»
  • «Косцы»
  • «Молебен во время засухи»
  • «Опархивание»
  • «Дорога во ржи»
  • «Скалы Гурзуфа»
  • «Сумерки»
Художники-передвижники. Мясоедов. Поздравление молодых в доме помещика

Г. Мясоедов. Поздравление молодых в доме помещика. 1861 г.

Художники-передвижники. Мясоедов. Самосожжение

Г. Мясоедов. Самосожжение. 1884 г.

Художники-передвижники. Мясоедов. Косцы

Г. Мясоедов. Косцы. 1887 г.

 
Художники-передвижники. Мясоедов. Молебен во время засухи

Г. Мясоедов. Молебен во время засухи.

Художники-передвижники. Мясоедов. Дорога во ржи

Г. Мясоедов. Дорога во Ржи.

Художники-передвижники. Мясоедов. Сумерки

Г. Мясоедов. Сумерки.

 

Перов Василий Григорьевич (1833-1882 гг.)

Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске – это был внебрачный сын прокурора и мещанки, поэтому на момент рождения будущий художник получил фамилию «Васильев» — по фамилии крестного. Взрослея, мальчик проявил особое усердие и любовь к грамоте и каллиграфии, за что его учитель (дьяк) назвал Василия Перовым – впоследствии именно эта фамилия была закреплена документально.

Способности Василия к живописи были заметны уже в детстве. В Арзамасской художественной школе он получил основные художественные навыки, но это учебное заведение он не закончил – из-за принципиальных разногласий с коллективом, который не отличался благонравностью. А Василий обещал матери не связываться с дурными компаниями, поэтому принял решение покинуть школу.

Далее будущий передвижник учился дома, пока не поступил в 1853 году в Московское училище живописи и ваяния.

Весь творческий путь Перова был пронизан сочувствием к крестьянству и отторжением чванства, присущего высшим сословиям, именно поэтому художники-передвижники были близки и понятны ему. В жизни В.Г. Перова было много испытаний – периоды разгула и лишений, жизнь за границей, возвращение на Родину.

Перов не только был выдающимся живописцем – он получил звание академика, преподавал живопись и даже писал книги. В Товариществе передвижных художественных выставок художник состоял шесть лет  — с 1871 по 1877 гг.

Известные картины:

  • «Приезд станового на следствие»
  • «Сельский ход на Пасхе»
  • «Странник»
  • «Проводы покойника»
  • «Сцена на могиле»
  • «Первый чин»
  • «Проповедь в селе»
  • «Тройка»
  • «Птицелов»
Художники-передвижники. Перов. Приезд станового на следствие

В. Перов. Приезд станового на следствие. 1857 г.

Художники-передвижники. В. Перов. Сцена на могиле

В. Перов. Сцена на могиле.

Художники-передвижники. Перов. Первый чин

В. Перов. Первый чин 1860 г.

 
Художники-передвижники. Перов. Проповедь в селе

В. Перов. Проповедь в селе 1861 г.

Художники-передвижники. Перов. Странник

В. Перов. Странник

Художники-передвижники. Перов. Автопортрет

В. Перов. Автопортрет. 1870 г.

 
Художники-передвижники. Перов. Крестный ход на Пасхе

В. Перов. Сельский крестный ход на Пасхе 1861 г.

Художники-передвижники. Перов. Проводы покойника

В. Перов. Проводы покойника. 1865 г.

Художники-передвижники. Перов. Тройка

В. Перов. Тройка. 1896 г.

 

Крамской Иван Николаевич (1837-1887 гг.)

Крамской Иван Николаевич родился в Воронежской области, в городке Острогожске, в 1838 закончил Острогожское училище. Какое-то время работал писарем, по следам отца.

Талант Ивана заметил фотограф, к которому будущий передвижник устроился работать ретушером. Благодаря такому покровительству Иван Николаевич Крамской смог посетить множество мест России, вбирая в себя частичку каждого уголка страны.

В 1878 году  И. Крамской поступает в Академию художеств Санкт-Петербурга, причем в течение всего периода обучения он занимается не только учебой, но и работой, чтобы обеспечить себе нормальное существование. К концу обучения Крамской присоединился к «бунту четырнадцати», который устроили будущие художники-передвижники.

Известные картины:

  • «Моисей источает воду из скалы»
  • «Христос в пустыне»
  • «Крестьянин с уздечкой»
  • «Полесовщик»
  • «Неизвестная»
  • портрет писателя Льва Николаевича Толстого
Художники-передвижники. Крамской. Автопортрет

И. Крамской. Автопортрет. 1867 г.

Художники-передвижники. Крамской. Неизвестная

И. Крамской. Неизвестная. 1883 г.

Художники-передвижники. Крамской. Христос в пустыне

И. Крамской. Христос в пустыне. 1882 г.

 
Художники-передвижники. Крамской. Крестьянин с уздечкой

И. Крамской. Крестьянин с уздечкой. 1883 г.

Художники-передвижники. Крамской. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого

И. Крамской. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1873

Художники-передвижники. Крамской. Портрет художника И.И. Шишкина

И. Крамской. Портрет И.И. Шишкина. 1880 г.

 

Савицкий Константин Аполлонович (1844 – 1905 гг)

Савицкий Константин Апполонович родился в Таганроге, с детства проявлял успехи в живописи, учился в гимназии и часто упражнялся в создании зарисовок во время семейных выездов.

После смерти родителей К. Савицкий уехал к опекуну в Латвию, где продолжил обучение в частном пансионе.

В 1862 году Константин приезжает в Санкт-Петербург и поступает в Академию художеств, где он не только учится, но и активно участвует в общественной жизни. В это время художники-передвижники активно ведут работу по просыещению населения и пропаганде русского национального искусства. В 1871 Константин Аполонович уже плотно общается с представителями Товарищества передвижных художественных выставок и готовится вступить в их ряды – собственно, по этой причине он и был отчислен в 1873 году.

К. Савицкого называли «Некрасовым в живописи» — за его искренне сочувствие крестьянскому труду. В его работах очень сильно ощущалось «хоровое начало» — мощь и сила коллективной работы, которая выполняется простыми людьми.

Известные картины:

  • «Ремонтные работы на железной дороге»
  • «Путешественники в Оверни»,
  • «Море в Нормандии (Рыбак в беде)»
  • «На войну»
  • «Встреча иконы»
  • «Спор на меже»
  • «Павшая лошадь («Кормилица ты наша»)»
  • «С нечистым знается» 
  • «У мирового судьи» 
Н. Грандковский. Портрет Константина Апполоновича Савицкого. 1902 г.

Н. Грандковский. Портрет Константина Апполоновича Савицкого. 1902 г.

Художники-передвижники. Ремонтные работы на железной дороге

К. Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге. 1874 г.

Художники-передвижники. Савицкий. У мирового судьи

К. Савицкий. У мирового судьи

 
Художники-передвижники. Савицкий. Спор на меже

К. Савицкий. Спор на меже. 1897 г.

Художники-передвижники. Савицкий. Павшая лошадь

К. Савицкий. Павшая лошадь.

Художники-передвижники. Савицкий. С нечистым знается

К. Савицкий. С нечистым знается.1879 г.

 
«Иллюстрация к комедии Н. Гоголя «Ревизор», начало 1900-х гг.

К. Савицкий. «Иллюстрация к комедии Н. Гоголя «Ревизор», начало 1900-х гг.

Художники-передвижники. Савицкий. Дети с курами

К. Савицкий. Дети с курами.

Савицкий. Иллюстрация к повести М.Ю. Лермонтова Фаталист

К. Савицкий. Иллюстрация к повести М.Ю. Лермонтова Фаталист

 

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897 гг.)

Саврасов Алексей Константинович родился в семье галантерейщика и мещанки, причем отец мечтал, что сын станет торговцем и продолжит семейное дело. Но юный Алексей не проявлял никакого интереса к торговле, и посвящал все свободное время рисованию. До 14 лет Алексей Саврасов самостоятельно занимается совершенствованием своих навыков, вдохновляясь работами Айвазовского. Пейзажи Алексея неплохо продаются, но это никак не помогает снискать благосклонность отца.

В 1844 году Алексей поступает в  Московское училище живописи и ваяния, но, покидает его через несколько месяцев.

В 1848 году, Саврасов возобновляет занятия в Училище, и в этом же году признается лучшим из учеников.

В 1849 он едет на Украину, где создает несколько работ, которые приносят ему славу. Уже через год талант Саврасова был «официально» подтвержден решением Совета Московского художественного общества, и художник становится заметной фигурой в культурной жизни Москвы.

Известные картины:

  • «Лосиный остров в Сокольниках»
  • «Сельский вид»
  • «Грачи прилетели»
  • «Зимний пейзаж»
  • «Рожь»
  • «Весна. Огороды»
Перов В. Г. Портрет художника А.К.Саврасова

Перов В. Г. Портрет художника А.К.Саврасова

Художники-передвижники. Саврасов. Грачи прилетели

А. Саврасов. Грачи прилетели

Художники-передвижники. Весна. Огороды

А. Саврасов. Весна. Огороды. 1893 г.

 
Художники-передвижники. Саврасов. Радуга

А. Саврасов. Радуга. 1875 г.

Художники-передвижники. Саврасов. Сельский вид

А. Саврасов. Сельский вид. 1867 г.

Художники-передвижники. Саврасов. Зимняя дорога

А. Саврасов. Зимний пейзаж.

 

Куинджи Архип Иванович (1842-1910 гг.)

Куинджи Архип Иванович родился в Мариуполе, в семье бедного сапожника. Родители умерли рано, поэтому детство будущего передвижника было сложным – приходилось пасти гусей, работать подмастерьем, на учебу оставалось очень мало времени.

В 1868 году, после двух провальных попыток поступления в Академию художеств в Петербурге, Архипу Ивановичу удается поступить на курс в качестве вольного слушателя. Обучение в Академии принесло свои плоды – Куинджи сформировался как личность и как художник, причем некоторые его работы вызывали очень большой резонанс, вплоть до скандальности.

Известные картины:

  • «Осенняя распутица»
  • «Днепр утром»
  • «Лунная ночь на Днепре»
  • «Березовая роща»
  • «Вечер на Украине»

Многочисленные скандалы и спорная репутация вокруг работ Куинджи вынудили его отказаться от участия в выставках. Почти 30 лет Куинджи писал в одиночестве, но в 1909 с его подачи было создано Общество Художников.

Художники-передвижники. Куинджи. Осенняя распутица

А. Куинджи. Осенняя распутица

Художники-передвижники. Куинджи. Днепр утром

А. Куинджи. Днепр утром. 1881 г.

Художники-передвижники. Куинджи. Лунная ночь на Днепре

А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г.

 
Художники-передвижники. Куинджи, Березовая роща

А. Куинджи. Березовая роща. 1879 г.

Художники-передвижники. Куинджи. Вечер на Украине

А. Куинджи. Вечер на Украине. 1878 г.

Художники-передвижники. Куинджи. На острове Валааме

А. Куинджи. На острове Валааме.1873 г.

 

Шишкин Иван Иванович (1832-1889 гг.)

Шишкин Иван Иванович родился в Елабуге, в благополучной семье, где фигура отца была для маленького Ивана буквально всем. По инициативе семьи Шишкин поступил в гимназию (в Казани), но не окончил ее, чувствуя, что его призвание, это живопись .

Бросив гимназию, Иван Иванович Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В ходе обучения становится очевидно, что художника интересует исключительно природа – он пишет великолепные пейзажи, даже в набросках которых проявляется вдохновение и талант. В 1856 году Шишкина зачисляют в Академию художеств. В ходе своей творческой карьеры художник много путешествовал по России, несколько раз был на Валааме. Кроме этого художник бывал за границей, осваивал новые техники – работу пером, гравировку.

Но, несмотря на то, что Иван Иванович Шишкин был разносторонне образован, свое предпочтение он всегда отдавал русской природе с ее неброской, но глубокой и родной красотой.

Известные картины:

  • «Сосна на Валааме»
  • «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»
  • «Лесная глушь»
  • «Рубка леса»
  • «Рожь»
  • «Утро в сосновом лесу»
Крамской И.Н. - Портрет художника Шишкина 1880

Крамской И.Н. — Портрет художника Шишкина  1880 г..

Художники-передвижники. Шишкин. Вид на острове Валааме

И. Шишкин. Вид на острове Валааме 1858 г.

Художники-передвижники. И. Шишкин. В окрестностях Москвы

И. Шишкин. В окрестностях Москвы
1869 г.

 
Художники-передвижники. И. Шишкин. Сосновый бор.

И. Шишкин. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии
1872 г.

Художники-передвижники. Шишкин. Утро в сосновом лесу»

И. Шишкин.  Утро в сосновом лесу»
1889 г.

Художники-передвижники. Шишкин. Рожь

И. Шишкин. Рожь. 1878 г.

 

Репин Илья Ефимович (1844-1930 гг.)

Репин Илья Ефимович родился на Украине, в городе Чугуев, с ранней юности оттачивал свой талант на иконописи. В 19 лет уехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, где учился прилежно, всегда был очень строг к себе, несмотря на оценки учителей.

С самого начала своего творческого пути И. Репин стал ключевой фигурой русского реализма, который использовали для воплощения своих работ художники-передвижники. В своем творчестве художник отражал глубокую и противоречивую натуру человека.  И. Репин пишет портреты современников, бытовые и исторические сцены. Его картины обладают такой степенью эмоциональной выразительности, что за каждым персонажем читается история его жизни.

Художники-передвижники приняли Илью Ефимовича Репина в свое товарищество в 1878 году.

  • «Бурлаки на Волге»
  • «Садко»
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
  • «Крестный ход в Курской губернии»
  • «Не ждали»
  • «Иван Грозный и его сын Иван»
Художники-передвижники. Репин. Автопортрет

И. Репин. Автопортрет

Художники-передвижники. Репин. Бурлаки на Волге

И. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 г.

Художники-передвижники. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану

И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1891 г.

 
Художники-передвижники. Репин. Крестный ход в Курской губернии

И. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883 г.

Художники-передвижники. Репин. Не ждали

И. Репин. Не ждали. 1884-1888 г.

Художники-передвижники.  Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

И. Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1883-1885 г.

 

Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1926 гг.)

Васнецов Виктор Михайлович родился в Вятской губернии, в семье священника. С 1858 по 1862  проходил обучение в духовном училище, и уже тогда его работы были пронизаны пониманием крестьянского быта.

Ради зачисления в Академию художеств Васнецов оставил семинарию и уехал в Петербург. За год до этого будущий передвижник учился  в Школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского.

В период учебы в Академии художеств с Виктором Михайловичем Васнецовым знакомятся художники-передвижники: Репин, Куинджи, Поленов, Суриков. Приятельские связи с этими художниками оказали сильное влияние на дальнейшее творчество Васнецова.

Известные картины:

  • «Молочница»
  • «Жница»
  • «Чаепитие в трактире»
  • «Акробаты»
  • «После побоища Игоря Святославича с половцами»
  • «Три царевны подземного царства»
  • «Аленушка»
  • «Иван-Царевич на Сером Волке»
  • «Богатыри»
Художники-передвижники. Васнецов. Автопортрет

В. Васнецов. Автопортрет. 1873 г.

Художники-передвижники. Витязь на распутье

В. Васнецов. Витязь на распутье. 1878 г.

Художники-передвижники.Васнецов. Иван царевич на сером волке

В. Васнецов. Иван царевич на сером волке. 1889 г.

 
Художники-передвижники. Васнецов. Богатыри

В. Васнецов. Богатыри. 1881 г.

Художники-передвижники. Васнецов. Аленушка

В. Васнецов. Аленушка. 1881 г.

Художники-передвижники. Васнецов. Жница

В. Васнецов. Жница. 1867 г.

 

Левитан Исаак Ильич (1860 – 1900)

Исаак Ильич Левитан родился в Литве, в 13 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где очень ярко проявил себя как художник лирического направления.

Со временем талант Исаака развивался, но положение семьи все ухудшалось, и в 1879 году его высылают из столицы, т.к. в соответствии с новым законом евреи не могут жить в Москве. Но молодой Исаак Левитан несмотря ни на что продолжает трудиться и каждый день ездит в Москву.

В 1891 году он зачисляется в Товарищество Передвижных Художественных Выставок, где представляет несколько картин. В 1892 году передвижнику вновь приходится покинуть Москву. Какое-то время он живет в других губерниях, но, после прошений именитых друзей и благодаря международной славе, ему позволили вернуться в столицу.

Известные картины:

  • «Октябрь (Осень)»
  • «Лето»
  • «Вечерний звон»
  • «Над вечным покоем»
  • «Осень»
  • «Русалочка»
  • «Жизнь за царя»
  • «Иван Сусанин»
  • «Тихая обитель»
  • «Золотая осень»
  • «Март»
Художники-передвижники. Левитан. Автопортрет

И. Левитан. Автопортрет. 1890 г.

Художники-передвижники. Левитан. Октябрь (Осень)

И. Левитан. Октябрь (Осень). 1891 г.

художники-передвижники. Левитан. Вечерний звон

И. Левитан. Вечерний звон. 1892 г.

 
Художники-передвижники.Левитан. Над вечным покоем

И. Левитан. Над вечным покоем. 1894 г.

Художники-передвижники. Левитан. Весна. Большая вода

И. Левитан. Весна. Большая вода. 1897.

Художники-передвижники.Левитан. Осень. Охотник.

И. Левитан. Осень. Охотник. 1880.

 

Иванов Сергей Васильевич (1864 – 1910 гг.)

Отец настаивал, чтобы Сергей Иванов стал инженером, и ради этого будущий художник закончил училище и был зачислен в Константиновский межевой институт.

Но тяга к искусству привела Сергей Васильевича Иванова к тому, что в 1882 году он поступил в Академию художеств. Первые же работы молодого художника говорили о том, что ему очень близка история Родины, и в течение всей жизни эта тема прослеживалась в творчестве Иванова очень ярко.

Известные картины:

  • «В дороге. Смерть переселенца»
  • «Переселенцы. Ходоки»
  • «Обратные переселенцы»
  • «Беглый»
  • «Бунт в деревне»
  • «Отправка арестантов»
  • «Семья»
  • «Поход москвитян. XVI век»
  • «Царь. XVI век»
  • «Расстрел»
О. Э. Браз. Портрет художника Сергея Васильевича Иванова

О. Э. Браз. Портрет художника Сергея Васильевича Иванова. 1909 г.

Художники-передвижники. Иванов. Переселенцы Ходоки

С. Иванов. Переселенцы Ходоки 1886.

Иванов. В дороге. Смерть переселенца

С. Иванов. В дороге. Смерть переселенца. 1889 г.

 
Художники-передвижники.С. Иванов. Стрельцы.

С. Иванов. Стрельцы.

художники-передвижники.С. Иванов. Съезд князей в Уветичах.

С. Иванов. Съезд князей в Уветичах. 1910

Иванов. Поход москвитян.

С. Иванов. Поход москвитян. XVI век. 1903 г

 

Архипов Абрам Ефимович (1862 – 1930 гг.)

Архипов Абрам Ефимович родился в Рязанской области, с детства учился живописи у заезжих иконописцев. До 1888 года проходил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Большое влияние на характер и стиль работ Архипова оказал Перов, который учил юного художника не бояться правды. С ТПХВ Архипов начинает работать в 1891 году.

Известные картины:

  • «В лавке старьевщика»
  • «Пьяница»
  • «Водопой»
  • «Посещение больной»
  • «На Волге»
  • «Радоница»
  • «Лед прошел»
  • «На реке»
  • «Проводы крестного хода»
  • «Обратный»
  • «Прачки»
художники-передвижники. Архипов. Келейник.

А. Архипов. Келейник. 1891 г. .

художники-передвижники.Архипов. Птицелов

А. Архипов. Птицелов

художники-передвижники. Архипов. Лёд прошёл

А. Архипов. Лёд прошёл. 1895

 
Художники-передвижники. Архипов. Обратный

А. Архипов. Обратный 1896 .

художники-передвижники. Архипов. В мастерской масок

А. Архипов. В мастерской масок

художники-передвижники.Архипов. Посещение больной.

А. Архипов. Посещение больной. 1885

 

Художники-передвижники. Итоги

Художники-передвижники, объединившиеся в товарищество как протест мертвому искусству Академии Художеств, стали символом русской живописи 19 века. Это единственное время, когда искусство русских художников было так понятно и близко народным массам. 

Живопись развивалась в едином русле с другими направлениями искусства – музыкой, театром, литературой. На сегодняшний день эксперты признают, что это был наивысший пик развития российской живописи, и с тех пор в истории искусства нашей страны не было столь плодотворного периода.

Художники-передвижники перестали существовать как объединение в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни  русского общества достигло своей кульминации. Еще до распада  товарищества передвижных художественных выставок, после кровавых событий 1917-го года уровень русской живописи стал стремительно опускаться, уже никогда не достигнув высочайшего социально-художественного уровня Репина, Левитана, Саврасова.

Elena Lebedeva Елена Лебедева, графический дизайнер и преподаватель компьютерной графики

Похожие статьи

Русский пейзаж с 17-го по 19-й века

Художники-передвижники