«Не имеет абсолютно никакого значения, что эти картины написаны мной. Их подлинный автор — сегодняшний день»
Роберт Раушенберг
Искусство 20 века
Авангардизм Авангардные стили Фовизм Кубизм Орфизм Футуризм Экспрессионизм Абстракционизм Супрематизм Казимира Малевича Дадаизм
Авангардизм
Искусство 20 века. Авангардизм
Неизменные в течение нескольких веков принципы и структуры изобразительного искусства в начале 20-го века не отвечали требованиям передовых мыслящих людей.
В начале 20-го века был открыт новый метод пластического мышления и новые ресурсы живописного языка. Эти перемены были настолько новаторскими, что направления, появившиеся в искусстве в период с 1905 по 1914 г. назвали «авангардными».
В искусстве 20-го века термин «авангард» (фр. — передовой отряд) употреляют в качестве собирательного обозначения всех новейших течений, таких как фовизм, кубизм, орфизм, футуризм, кубофутуризм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, примитивизм, сюрреализм, дадаизм.
Авангардные стили
Искусство 20 века. Авангардные стили
Первой попыткой классификации авангардных течений искусства 20-го века была изданная в 1925 году русским живописцем, архитектором и дизайнером Элем Лисицким в Мюнхене вместе с немецким художником-дадаистом Гансом Арпом книга «Kunstism 1914—1924» — «Измы искусства» . Какие-то названия утвердились в истории искусства, какие-то остались как характеристика более частных индивидуальных направлений.
В книге на разворотах представлены 16 характерных «измов», многие из которых утвердились как обознвчения новых стилей, среди них были:
- конструктивизм
- пуризм
- дадаизм
- симультанизм
- абстрактивизм
- кубизм
- футуризм
В своей статье я расскажу о наиболее распространенных авангардных стилях 20-го века:
Фовизм
Искусство 20 века. Фовизм
Фовизм ( с франц. Fauve – «дикий») — одно из первых авангардных течений искусства 20-го века. Впервые слово «фовизм» было использовано критиком Луи Векселем. Основным элементом живописи фовисты считали цветные соотношения. Причем на их полотнах преобладали «чистые» (несмешанные) и контрастные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.
«Одному знакомому, сказавшему мне, что невозможно, ятобы я видел женщин такими, как я их изображаю, я ответил: «Если б такая женщина встретилась мне на улице, я бы удрал от нее в страхе. Но ведь я создаю не женщину, а картину».
Анри Матисс
Фовисты считали, что в битве между интеллектом и подсознанием всегда побеждают инстинкты. Своим учителем и кумиром признавали голландского живописца Винсента Ван Гога.
Яркие представители фовизма:
- Анри Эмиль Бенуа Матисс (1869-1954)
- Морис Вламинк (18761958)
- Андре Дерен (1880-1954)
- Рауль Дюфи (1877-1953)
- Альбер Марке (1875-1947)
- Жорж Руо (1871-1958)
- Жорж Брак (1882-1963)
Авангардные стили
Кубизм
Искусство 20 века. Кубизм
Кубизм — это Авангардистское художественное направление изображавшее предметы действительности деформированными либо разложенными на простые геометрические формы. Основной идеей кубизма было отрицание трехмерной реальности. Кубисты не хотели, чтобы их картины были похожи на фотографии, и не считали такие достижения академической живописи как «светотень», «переспектива», «оптический реализм» ведущими средствами художественной выразительности. Таким образом, главное отличие кубизма от классического искусства это то, что он не основан на имитации.
В своем развитии кубизм прошел 3 фазы:
- Сезанновский кубизм –1907-1909 гг.;
- Аналитический кубизм–1907-1912 гг;
- Синтетический кубизм–1912-1914 гг.
Яркие представители кубизма:
- Пабло Пикассо (1881-1973)
- Жорж Брак (1882-1963)
- Хуан Грис (1887-1927)
Орфизм
Искусство 20 века. Орфизм
Робер Делоне переосмысливая принципы кубизма пришел к беспредметным формам контрастных цветов. Гийом Апполинер назвал новое течение в искусстве термином»Орфизм», так как нашел в композициях Делоне сходство с музыкой. А музыка в греческой мифологии олицетворялась в образе Орфея.
Орфизм — одно из первых проявлений беспредметного искусства. Яркие цвета и геометричные формы напоминают звезды и музыку космоса.
Футуризм
Искусство 20 века. Футуризм
Футуризм (от лат. «футурум» — «будущее»). Течение сложилось в самом начале ХХ века – в 1909 году, когда Филиппо Томазо Маринетти в парижской газете «Фигаро» опубликовал манифест «Футуризм». Футуристы мечтали о создании новой расы людей, которые двигаются со скоростью 300 км/час на высоте 5, 10-ти тысяч метров. В искусстве преобладают динамичные абстрактные формы, созданные под влиянием новейших достижений техники, скорости, шума в современных городах, грубые, необработанные поверхности. В графическом дизайне — отказ от традиционных правил размещения текста.
Яркие представители футуризма:
- Филлипо Томмазо Маринетти (1876-1944)
- Джакомо Балла (1871-1958)
- Антонио Сант-Элиа (1888-1916)
- Фортунато Деперо (1892-1960)
- Умберто Боччони (1882-1916)
Джакомо Балла был первым дизайнером, воплотившим футуристские теории в жизнь в декоративных искусствах 20-го века. Принцип динамики художник передавал через движение отвлеченных траекторий, а не путем дробления фигур, как это делали большинство футуристов. Джакомо Балла применяет принцип симультанности, т.е. движение как ряд одновременно переданных на плоскости движений.
Вслед за Джакомо Балла искусство 20-го века обогатил своими работами дизайнер и художник Фортунато Деперо. В графическом дизайне футуристы рассматривали процесс создания книги как символ машинной эры. Они свободно размещали блоки текста, наклоняли, составляли формы из тестовых блоков, использовали современные материалы и технологии, например, в знаменитой Depero Futurista («Книге с гвоздями») Фортунато Деперо, 1927 г. Она была скреплена двумя алюминиевыми болтами — настоящий манифест машинной эры.
Экспрессионизм
«Никогда не было такого времени, потрясенного таким ужасом, таким смертельным страхом»
Г. Барр
Искусство 20 века. Экспрессионизм
Экспрессионизм (лат. – «выражение») – направление в изобразительном искусстве 20 века, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства.
Экспрессионизм складывался на фоне строительства крейсеров и дирижаблей, эксплуатации колоний, деградации культуры и общественной морали, приближении первой мировой войны. Художники ощущали негатив и душевную тяжесть, это и должен был выразить экспрессионизм.
В своих картинах художник-экспрессионист пытается выразить не столько внешние качества, сколько внутренние переживания за счёт внешних образов. Экспрессионизм был противоречив, неадекватен и неоднороден. Художник, так или иначе с ним связанный, редко говорил «Мы», предпочитая «Я».
Началом экспрессионизма принято считать картину Эдварда Мунка «Крик»(1893 г.), а концом — произведение Людвига Мейдера «Сентябрьский крик» (1918 г.)
Яркие представители экспрессионизма:
- Франц Марк (1880-1916)
- Пауль Клее (1879-1940)
- Оскар Кокошка (1886-1980)
- Пол Джексон Поллок (1912-1956)
Предшественники экспрессионизма
Для экспрессионизма характерно: Заострение цветовых и пространственных ощущений реальности, выражение сильных эмоции, обостренное самовыражение (экспрессия).
Предшественники экспрессионизма:
- Поль Гоген (1848-1903)
- Винсент Ван Гог (1853-1890)
- Эдвард Мунк (1863-1944)
- Джеймс Энсор (1860-1949)
- Фердинанд Ходлер (1853-1918)
Группа «Мост»
Носителем идей экспрессионизма являлась группа «Мост» (1905—1913), образованная в 1905г в Германии. Группу создали четыре студента Дрезденского высшего технического училища, изучавшие архитектуру. Молодые люди решили заняться обновлением немецкого искусства. Во главу новой эстетики было поставлено отрицание материалистического мировоззрения, реализма, импрессионизма и стиля модерн. В живописи преобладают яркие констрастные цвета, формы подчеркиваются абрисами.
Ключевые фигуры группы «Мост»:
- Эрнст Кирхнер (1880-1938)
- Карл Шмидт-Ротлуфф (1884-1976)
- Фриц Блейль (1880-1966)
- Эрих Хеккель (1883-1970)
Синий всадник
Наиболее полную и характерную форму экспрессионизм обрел после 1911 года, когда была создана Новая ассоциация художников, объединившаяся вокруг альманаха «Синий всадник». Название «Синий всадник» было выбрано потому, что художники любили синий цвет, считая его трансцендентным, фаустовским, и часто рисовали коней. Для экспрессионизма этого периода характерно: уход от фигуративного к беспредметному искусству под влиянием различных течений французского авангарда.
Ключевые фигуры объединения «Синий всадник»:
- Кандинский Василий Васильевич(1866-1944)
- Алексей фон Явленский
- Франц Марк, Август Маке
- Марианна Веревкина,
- Пауль Клее.
«Осень экспрессионизма»
В развитии экспрессионизма многое изменила Первая Мировая война. Почти все художники ушли на фронт, многие из них погибли или вернулись с тяжелыми психическими расстройствами, некоторые покончили жизнь самоубийством или эмигрировали. Оставщимся запрещали работать, их картины фигурировали на выставке «Дегенеративное искусство» 1937 г. — злобной насмешке над авангардом. Русская часть движения покинула Германию.
Абстракционизм
Искусство 20 века. Абстракционизм
Абстракционизм (лат. «abstractio» – удаление, отвлечение) — зародился в 1910-1913 годах, связян с появлением новых художников, которые мыслили и чувствовали иначе чем большинство людей их профессии. Они считали, что искусство было лишено динамики, свободы и духовного напряжения и не ощущало вибраций наступающего века. Кандинский и Малевич считали природу настолько совершенной, что создание любых ее копий было для художников бессмысленным. Любое изображение Малевич приравнивает к умерщвлению природы.
«Все вы желаете видеть куски живой натуры на крючках своих стен»
Малевич в письме к Габриеле Мюнтер от 3 апреля 1904г.
Первое направление – геометрическая абстракция.
Геометрическая абстракция основана на правильных четко очерченных конфигурациях.
В такой манере работали:
- Казимир Малевич (1879-1935)
- Пит Мондриан (1872-1944)
Второе направление – лирическая абстракция.
Художники изображали свободно текущую форму, наполненную плывущими, пульсирующими и мерцающими цветами. Основателем этой ветви был Василий Кандинский.
Супрематизм Казимира Малевича
К середине 1910-х годов Малевич реализует в своем творчестве собственный способ мышления — супрематизм. Эта живописная техника построена на последовательном исполнении правил и приемов. На первый взгляд такие картины похожи на учебную работу по композиции, выполненную в цвете.
Супрематическая идея основывается на 3-х элементах:
- форма
- фон
- цвет
Черный квадрат
Черный квадрат Малевича это протест против изображений «женских ляжек и гитар в лунном свете» — как писал сам художник.
«Искусство живописи, слова, скульптуры было каким-то верблюдом, навьюченным разным хламом одалисок, Саломеями, принцами и принцессами»
Цит. по: Наков А. Русский авангард. М., Искусство 1991 с. 158
Дадаизм
Дадаизм — антихудожественное, иногда ребяческое международное движение, существовавшее в пероид с 1916 (год основания «Кабаре Вольтер») до начала 1920-х годов. Дадаизм не был исключительно художественным движением. Его последователей интересовали так же музыка, политика, философия. К музыке дадаисты относились несерьезно, к литературе — провакационно, а к политике — радикально.
Дадаизм был состоянием духа, настроением и реакцией молодежи на политические и общественные проблемы времени. Их протест выражался в дадаизме — иррациональных, противоречивых и бессмысленных акциях и художественных произведениях.
«То, что мы называем дада, — это игра шута с безделицей, в которую впутаны все более высокие вопросы»
Хьюго Боли
Искусство 20 века. Дадаизм
Главным вдохновителем нового течения стал Марсель Дюшан (1887-1968)- французский художник авангардист. В своем творчестве он не ограничивал себя никакими сюжетными ассоциациями. Выставляя напоказ в мастерской различные артефакты – ощетинившийся гвоздями утюг, велосипедное колесо на постаменте, собранную из подручных материалов сушилку для бутылок, М. Дюшан чувствовал себя счастливым. В 1913 г. художник Марсель Дюшан изобрел прообраз жанра инсталляции – «Ready made». Это первая акция того, что в последствии буде называться концептуальное искусство. Дюшан вырывает банальный объект из его контекста в соответствии с концепцией “готовых” (ready-made) объектов.
Движение дадаистов почти не сказалось на промышленном дизайне или архитектуре, однако большое влияние оказало на графический дизайн и в особенности на книгоиздательство. Непревзойденных высот в создании коллажей достиг немецкий художник Курт Швиттерс – создатель одного из видов дадаистического направления — мерцизма.
Вам будет интересно: