История письма. Эволюция письменных приборов.
История письма. Эволюция письменных приборов.
В нашем космическом, электронном, интерактивном двадцать первом веке порой не обращаешь внимания на некоторые, самые обыкновенные вещи и предметы. В доме темно – нажимаешь пластинку выключателя – и вот яркий свет в комнате, нужно с кем-то пообщаться – ищешь телефон. Это всё так естественно и обычно. Простая ручка, которой ты записываешь адрес, имя или пароль к аккаунту, держа одной рукой телефон — совершенно обычный предмет обихода. Записал – и забыл, бросил ручку в ящик стола. А ведь история этой ручки, да и вообще история письма, очень интересна.
История письма. Клинопись.
В давние времена у наших предков тоже была нужда в записях. Посчитать рабов, скот, урожай на полях, провести перепись. Всю информацию нужно было как-то сохранять, ведь человек, как-бы внимателен он не был, не в состоянии запомнить большое количество цифр и имен в голове. И вот в долине Евфрата, там, где зародилась наша цивилизация, еще более пяти с половиной тысяч лет назад придумали делать записи на глиняных дощечках. В качестве пишущего инструмента шумеры использовали деревянные палочки, острые с одного конца, и с лопаточкой на другом конце. Острием на влажной глине процарапывались знаки и символы, а лопаточкой можно было исправлять ошибки. Затем дощечка из глины отправлялась в печь, становясь после этого твердой. Такие записи могли храниться тысячелетиями, но были очень хрупкими.
История письма. Загадка фараонов.
Фараоны Египта, Владыки Вселенной, как они себя скромно величали, тоже хотели рассказать о себе пару строк благодарным потомкам. В пирамидах — тех самых, которые не боятся времени, на огромных каменных плитах сотни и тысячи изображений птиц и животных, неведомых знаков и геометрических символов. Это иероглифы. Каждый такой иероглиф может обозначать целое слово или предложение. Существовало порядка 6000 иероглифов. Искусство чтения и письма в Древнем Египте принадлежало только избранным. Жрецы, ученые, ну и сам фанаон. Многие иероглифы расшифрованы в наши дни учеными –историкам. Но не все. До сей поры никто не может найти записей, в которых описан процесс постройки пирамид. Эту тайну фараоны унесли с собой.
Иероглифы, вытесанные в камне, действительно неподвластны времени. Скрытые в толще камня, они не подвержены действию воды и ветра. В этих каменных плитах скрыт усердный многолетний труд рабов и жрецов. Сначала нужно было найти подходящий камень, потом обтесать его, сделав из валуна плиту. Далее грубыми бронзовыми зубилами вырубался грубый контур иероглифа, а затем наиболее искусные рабы острыми резаками осторожно снимали излишки камня. Так проходил год за годом. Смерть полагалась тому, кто испортит барельеф, ведь невозможно было стереть написанное.
Но, конечно никаких рабов и камней не хватило бы для всех указов, прошений и доносов. Для этих целей египтяне изобрели прообраз бумаги – папирус. Он изготовлялся из волокон одноименного растения, чем-то напоминавшего тростник. В качестве инструмента для письма использовали стилус – деревянную палочку. Чернилами служила смесь сажи и густого сока вишни.
История письма. Китайская грамота
В Древнем Китае тоже хватало ученых, поэтов, философов. И все они хотели, чтобы их творчество оставалось в веках. А император Поднебесной хотел, чтобы его повеления слово в слово доходили до самых дальних окраин страны. Поэтому письменность в Китае возникла тоже очень давно. Самые ранние находки датированы 4000 – 4500 годами до нашей эры. Это черепаховые панцири и кости животных.
С развитием культуры и технологий Китай переходит на книги из бамбуковых палочек. А письма и послания пишутся на шёлке. Спустя несколько столетий появляется похожий на бумагу материал, его делают из волокон бамбука или отходов шёлкового производства. Такая «бумага» шероховатая и непрочная. Наконец, уже в нашу эпоху, трудолюбивым чиновником Цай Лунем был изобретен способ получения бумаги из древесины. Осы помогли. И с той поры стройные столбцы иероглифов начали ложиться на бумажные листы. Возник целый вид искусства красивого написания символов – каллиграфия. Специальными кисточками из шерсти наносилась тушь. Лучшие писцы становились знаменитыми прославленными мастерами.
Оплот цивилизации. Европа
В Европе бумага появилась только в восьмом веке, через шестьсот лет после её появления в Китае. Секрет её изготовления рассказали мастера Поднебесной. Конечно, сделали это они не совсем добровольно. В ходе бесчисленных войн арабы посетили Китай, оценили многие изобретения, в том числе бумагу. Ну и пригласили с собой в добровольно-принудительном порядке мастеров бумажного дела. До этого Европа писала на листах пергамента – хорошо выделанной тонкой телячьей коже. Книги были очень редкими и еще более дорогими. Ведь, пока в 15 веке не изобрели печатный станок, монахи, скрепя перьями, в тесных кельях вручную переписывали каждую книгу. На изготовление копии мог уйти не один год.
Кстати, именно в Европе гуси стали служить не только в качестве праздничного блюда, но и еще как поставщики письменных принадлежностей. Правильно заостренный кончик пера не рвал бумагу и оставлял ровный след. Но гусиные перья нуждались в постоянной правке, был создан даже специальный перочинный нож. Да и в негодность перья приходили очень быстро. На городских рынках их продавали целыми связками. Тем не менее, из-за простоты и дешевизны гусиные перья были в ходу до конца девятнадцатого века. А с начала века восемнадцатого у европейской элиты возникла мода на частную переписку. Почта работала уже достаточно отлажено, письма между городами и странами шли относительно недолго – около месяца.
Письменные приборы – чернильница, подставка для перьев, песочница с чистым речным песком для промокания излишков чернил, колокольчик для вызова слуги, пресс –папье, подсвечники – часто становятся настоящими произведениями искусства. Бронза, серебро, золото, слоновая кость – всё идет в дело. Наличие этих предметов становится совершенно необходимым в кабинетах знатных особ.
Ну а простой, умеющий писать, люд, обходится восковыми табличками. На мягком воске можно делать записи, стирать их. Восковые дощечки не требуют чернил и бумаги. В качестве пера используется заостренная палочка. Восковые таблички недороги, их можно собрать из подручных материалов.
Эволюция письменных приборов. Карандаш.
Перенесемся из 18 века на несколько столетий назад. Еще задолго до эпохи Возрождения художники заметили одну особенность серебряной проволочки – она оставляла на поверхности холста хорошо заметный след, таким же свойством обладал и свинец. Для удобства серебряную проволоку припаивали к металлической палочке, а мягкий свинец закрепляли между двух дощечек. Следы, проведенные этими металлическими «карандашами» стереть было нельзя. Итальянские мастера живописи пользовались изобретенным в 14 веке «костяным» карандашом, в качестве грифеля использовалась сажа, получившаяся из сожжённых костей.
Наконец, как гласит легенда, в шестнадцатом веке в Англии страшная буря вывернула с корнем вековой дуб. Под ним пастушки нашли непонятное темно-серое вещество. Местный кузнец, думая, что это уголь, пытался разжечь его в горне. Не вышло. Тогда предположили, что это свинцовая руда. И здесь селян ждало разочарование. И только местные сорванцы были рады. Куски странной находки оставляли четкие следы на заборах и столах. Это был графит! Сначала из него вырезали палочки, которыми и пользовались живописцы, но графит ломался, пачкал руки. Художники оборачивали его бумагой, зажимали деревяшками. Но всё — равно такие изделия больше подходили для рисования картин, а вот писать ими было нельзя. Наконец, в начале 18 века, в Германии началось производство карандашей, уже немного напоминающих современные. Чтобы графит не крошился, его растирали в мельчайший порошок и смешивали с серой и клеем. Затем из этой массы формировались стержни, которые помещались в деревянную оболочку.
История письма. Перьевые ручки
Хороши были гусиные перья – недорогие, лёгкие, но уж слишком часто приходилось доставать перочинный ножик и подтачивать их.
История перьевой металлической ручки начинается в первых годах девятнадцатого века. Ходит легенда, что первым изобрел металлический наконечник для пера некий ленивый, но находчивый слуга. Его хозяин был поэтом, или чиновником, много писал, и слуге постоянно приходилось подтачивать перья. И однажды слуга закрепил на гусином пере заостренный металлический наконечник. Хозяин остался доволен.
Конечно, такие первые перья часто рвали бумагу, и их нельзя было повторно заточить. А еще них не было продольной прорези и отверстия для воздуха. А без этих деталей чернила очень неравномерно сходили с пера, оставляя кляксы на бумаге.
Но уже к тридцатым годам позапрошлого столетия металлические перья начали постепенно вытеснять продукцию гусиных ферм. Вместо низкокачественного железа для наконечника пера стали использовать сплавы на основе золота, осьмия, ирдия. Такие сплавы были очень износостойкими и практически не затуплялись. Появилась прорезь, воздушное отверстие. Корпуса ручек изготавливались из эбонита, серебра, золота, слоновой кости, красного дерева. Появились и массовые недорогие ручки. В истории письма, в процессе обучения грамотности, изобретение металлического пера сыграло огромную роль.
Но у такой ручки еще оставался один недостаток. Её нужно было постоянно макать в чернильницу. Этот недостаток был устранен установкой в корпус ручки емкости с чернилами. Теперь чернильница стала на столе ненужным предметом. Но заправка чернилами требовала большой сноровки, да и нередко такие ручки протекали, оставляя на одежде синие пятна. Цена автоматических ручек, естественно, была намного выше их обычных сестер.
В наши дни перьевые авторучки пользуются спросом, более того, часто являются статусной вещью. Часто такие письменные приборы становятся предметом коллекционирования, а стоимость некоторых экземпляров доходит до сотен тысяч рублей. Качественная перьевая ручка – отличный подарок на юбилей.
История письма. Чернила
История письма будет неполной без рассказа о чернилах. Ведь именно их след мы видим на папирусе, шелке и пергаменте. Благодаря чернилам сохранились свидетельства современников Ивана Грозного, династии Бурбонов, эпохи Столетней войны.
Первые чернила изготавливали из сажи или золы сгоревшего дерева. Этот черный порошок смешивали с каким-либо связующим веществом – густым соком вишни или акации. Такие чернила были скорее похожи на тушь – очень густые, поэтому писать приходилось кисточкой. А при высыхании написанное могло исчезнуть – засохшая тушь часто отслаивалась от бумаги.
В Европе первые чернила появились приблизительно в начале первого тысячелетия. При раскопках в Геркулануме – погребённым под пеплом древнеримском городе – археологи нашли глиняную плошку с темным маслянистым осадком на дне. Как впоследствии оказалось, это была смесь сажи и оливкового масла.
До наших дней дошло достаточно много рецептов приготовления древних чернил. В ход шла сажа, патока, мёд, отвар коры зеленых грецких орехов, ягод бузины и черники. В отвар добавлялось железо, чтобы предотвратить выцветание написанного.
Хорошие чернила получались благодаря древесному паразиту орехотворке. Она откладывает яички в ткани листа дуба, а дерево, защищаясь, окружает их специальной оболочкой. Эти шарики – галлы – толкли в ступе, добавляли медный купорос, воду и клей.
Чтобы получился красный цвет, использовали киноварь – порошок минерала, из которой получают ртуть, или драгоценный пурпур. Красные чернила стоили очень дорого. На изготовление одного грамма пурпурной краски уходило несколько тысяч раковин моллюсков.
Только в девятнадцатом веке химики смогли разгадать секрет приготовления их приготовления. Чернила стали производиться в промышленных масштабах, а цена их очень снизилась. Да и цветовая гамма стала богаче.
История письма. Шариковая ручка
На фотографии изображен самый главный рабочий орган шариковой ручки. Это шарик, как не странно это звучит.
Сам принцип работы такой ручки был запатентован в 1888 году. Но технологии девятнадцатого века не позволяли создать надежный механизм. Ручки то текли, то чернила в них застывали.
Ну а первая работоспособная шариковая ручка была представлена в 1938 году венгерским журналистом Ласло Биро. Совестно со своим братом-химиком они изобрели подходящий состав для чернил. Теперь они быстро высыхали на бумаге и равномерно подавались в пишущий узел. В некоторых странах фамилия изобретателя стала синонимом этого полезного письменного прибора.
Удобная и надежная, шариковая ручка быстро завоевала популярность. Хотя стоили первые товарные экземпляры достаточно недешево – около двухсот долларов по теперешнему курсу – всё равно на прилавках магазинов они не задерживались.
Например, в начале продаж одним из универмагов в США за день продавалось более 10000 ручек.
Как же устроена шариковая ручка? А достаточно просто.
Основой её служит пишущий узел – стальной шарик, находящийся в обойме, сделанной из более мягкого металла. Между обоймой и шариком есть маленький зазор. Когда шарик начинает вращаться при письме, он захватывает частички чернил из резервуара и переносит их на бумагу. Устройство вроде и простое, но очень требовательно к точности изготовления деталей. Шарики, например, полируют до идеальной сферичности в специальных мельницах алмазным порошком, затем они просеиваются через отверстия в металлическом сите, подошедшие по диаметру отправляются на сборку. Шарики делают из высокопрочных сталей, вольфрама или сплавов.
Чем мы пишем в 21-ом веке?
В наши дни существует огромное количество самых разнообразных ручек, карандашей, фломастеров. На любой вкус и цвет.
Гелевая ручка
Гелевая ручка или ручка – роллер, родственница обычной шариковой, только вместо густых чернил в стержне находится более жидкий гель, который быстрее впитывается бумагой и оставляет четкий красивый след. А благодаря химическому составу стало возможно использовать всю цветовую гамму. Есть серебристые, и даже белые чернила..
Автоматический карандаш
А карандаш? Он стал автоматическим. Теперь его не нужно подтачивать. Специальный цанговый зажим удерживает грифель, а при его истирании достаточно нажать на кнопку подачи, и снова карандаш готов к работе.
Фломастеры и маркеры
Были изобретены в Японии в 1960 году.
Пластмассовый корпус, внутри которого находится красящее вещество и стерженек – самый ответственный элемент конструкции. Он должен быть, прочным, но не рвать бумагу, должен хорошо пропускать краску, но не оставлять кляксы.
Некоторые фломастеры могут оставлять след на любой твердой поверхности – стекло, металл, пластики. Их используют для маркировки деталей, нанесения надписей на упаковке. Ширина линии фломастера может достигать 5 мм и более. Есть безопасные легкосмываемые детские фломастеры, есть фломастеры, которые меняют свои цвета.
Капиллярная ручка или рапидограф.
В корпусе находится картридж с тушью, а подается на бумагу она через тонкую металлическую трубочку – капилляр. Рапидографом любят пользоваться дизайнеры и инженеры. Эта ручка оставляет на бумаге тонкий четкий след.
Электронная ручка
Электронная ручка – устройство, позволяющее переводить записи или рисунки в двоичный код, понятный компьютеру. В такой ручке есть чернила, перо или капиллярный механизм, а так — же датчики и сложная электронная начинка. Памяти устройства хватает на несколько сотен листов бумаги формата А4. С компьютером ручка соединяется через модуль Bluetooth. Аккумулятора хватает на 10 – 15 часов работы.
3D – ручка, совсем недавнее изобретение. Она способна рисовать в воздухе! Принцип работы почти такой же, как и в 3D принтере. В корпус заправляется пластиковая нить. При включении срабатывает механизм подачи, нить проходит через нагревательный элемент, размягчается, и теперь можно выписывать в воздухе всякие фантастические фигуры, рисовать зверушек и растения. При охлаждении нить снова становится твердой. Пока еще 3D ручки остаются забавными и не слишком удобными игрушками, но кто знает, на что они будут способны спустя десяток лет?