История и теория дизайна.
Отличие дизайна от искусства
История и теория дизайна начинается с определения: дизайн, это художественно-промышленная деятельность человека. Дизайн нельзя путать с искусством в чистом виде, когда человек создает различные артефакты, потому что основа дизайна, это функциональные, рациональные начала, связанные с организацией жизни и деятельности человека.
Целью дизайнерского интерьера, например, является создание комфортного и эргономичного жилища, чтобы жизнь в нем была максимально удобной и безопасной.
Дизайн это создание каких-либо предметов, объектов или целых комплексов для того, чтобы потом это можно было внедрить в достаточно крупное промышленное производство. Дизайн и интерьер связаны с понятием массового производства, и когда мы слышим модное выражение «дизайнерская вещь», то подразумеваем эксклюзивность. Эта эксклюзивность заключается в том, что такая вещь выпускается ограниченным тиражом.
Дизайн. Определение
Дизайн — это процесс и результат именно художественно-технического проектирования промышленных изделий. Дизайн предусматривает создание объекта или группы объектов наиболее полно соответствующих утилитарным и эстетическим потребностям человека.
Отрасли дизайна
Теория дизайна говорит нам о существовании следующих отраслей:
- Промышленный дизайн
- Дизайн среды
- Дизайн процессов
- Графический дизайн
- Визуальная идентификация
- Ландшафтный дизайн
- Архитектурный дизайн
- 3d дизайн
История дизайна
Дизайн возник со становлением промышленности. Пока не было развитой промышленности, о дизайне как о таковом говорить не приходилось. Великолепные интерьере создавались и во втором тысячелетии до нашей эры. Но, являясь великолепными объектами искусства и архитектуры, имели ли они отношение к дизайну?
1. История и теория дизайна. Предыстория
Уже начиная с неолита — нового каменного века — люди создавали бытовые предметы в соответствии со своими потребностями и способностями: кувшины, ткани, мебель и др. Эти предметы могли быть и очень простыми, и произведениями искусства. Изготавливали такие предметы ремесленник или кустарь.
2. История и теория дизайна. Машинное производство
С конца XVIII-го века начинает развиваться индустриальное машинное производство: мануфактуры. фабрики, заводы. В процесс производства внедряются станки. Уникальные движения ремесленника заменяются повторяющимися движениями машины. Стало возможным проектировать вещь для дальнейшего изготовления промышленным способом. Эта вещь становится серийной. Возникает потребность в человека, который будет продумывать и разрабатывать образец, пользующийся популярностью. Таким человеком становится дизайнер, он должен спроектировать вещь так, чтобы она была удобной, качественной и эстетически привлекательной.
3. История и теория дизайна. Изобретательский бум
Во время промышленной революции темпы изобретений значительно ускорились, и многими из них, появившихся в 19-ом веке мы пользуемся до сих пор:
- метроном (1812)
- спички (1827)
- фотография (1826, 1837)
- лифт (1829)
- велосипед (1839)
- двигатель внутреннего сгорания (1856)
- швейная машинка (1858)
- телефон, джинсы (1876)
Инженер, сам того не подозревая был еще и дизайнером, ведь ему приходилось создавать форму для своего изобретения. Иногда это получалось хорошо, а иногда не очень — как в случае с первым автомобилем, который выглядел как карета без лошади.
4. История и теория дизайна. Движение искусств и ремесел в Англии
В конце XIX-го века, В Англии, художник и мыслитель Уильям Моррис противопоставил обезличенному машинному производству самобытное творчество ремесленников. Он организовал движение искусств и ремесел, последователи которого состояли из художников, архитекторов, писателей, дизайнеров, ремесленников, объединенных верой в превосходство ручного изготовления перед изделиями фабричного производства.
Яркие представители движения искусств и ремесел:
- архитектор Огастес Уэлби Пьюджин (1812-1852)
- художественный критик и писатель Джон Рескин (1819-1900)
- поэт, прозаик, художник, издательУильям Моррис (1834-1896)
- художник Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1896)
- художник Данте Габриэл Россетти (1828-1882)
Помимо эстетической идеологии, участников движения сплачивала еще и социальная идея — они были убеждены в том, что возврат к традициям ремесленничества повысит уровень жизни бедных слоев населения. Но ирония заключена в том, что многие изделия общества искусств и ремесел были по карману только богатым промышленникам.
Наибольшую известность получили стилизованные узоры обоев и керамических плиток Уильяма Морриса. Динамичные, летящие линии, цветовое богатство и графическая усложненность позднее окажут влияние на интернациональный стиль «модерн».
5. История и теория дизайна. Америка конца XIX-го века
Американский архитектор-новатор Френк Ллойд Райт (1867-1959) создал «органическую архитектуру», идеалом которой была целостность и единение с природой. По мнению Райта, форма здания должна вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.
Даже мебель Френк Ллойд Райт создавал самостоятельно, и добивался того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписан в создаваемую им среду.
Американский архитектор Луис Генри Салливан (1856-1924) считал, что глвное в дизайне — функциональность, и именно функция определяет форму. Л. Г. Салливан создал концепцию органической архитектуры и один из первых небоскребов — Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890-91).
5. История и теория дизайна. Баухауз
С 1919 по 1933 годы в немецком городе Веймар, существовала высшая школа строительства и художественного конструирования — Баухауз. Целью школы было создание всесторонне развитых специалистов, которые сочетают в себе как художественные так и практические качества. Школа «Баухауз» хотела стереть грань между художником и ремесленником. Принципом школы было утверждение, что только эстетически развитый и творческий человек может создавать прекрасные сооружения, предметы и интерьеры.
Выпусками школы были специалисты, которые все могут делать самостоятельно, но предназначались для проектирования объектов массового производства.
Обучение в Баухаузе разделялось на 2 периода: техническое и художественное.Техническая подготовка предполагала работу с камнем, деревом, металлом, звуком, стеклом, цветом. тканью. Теоретическая, включала в себя такие вопросы, как восприятие (учение о материалах), представление (проектирование, конструирование, техническое рисование), формообразование (пространство, цвет, композиция), лекции о проблемах искусства и промышленности.
Яркие представители школы «Баухаус»:
- Вальтер Гропиус (1883-1969)
- Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969)
- Василий Кандинский (1866 — 1944)
- Пауль Клее (1879-1940)
Вальтер Гропиус, руководивший Баухаусом с 1919 по 1928 годы, считал, что каждый предмет должен до конца отвечать своей цели: выполнять свои практические функции, быть удобным, красивым и недорогим.
С 1930-го года руководящую должность Баухауза занял немецкий архитектор-модернист Людвиг Мис ван дер Роэ. Ведущий представитель интернационального стиля, придерживающегося строгих геометрических форм, Мис ван дер Роэ определил облик городской архитектуры в XX -ом веке.